Теория Доу Джонса
Первое упоминание о возможности прогнозирования будущего движения цен
на основе итогов предыдущих торгов появилось в конце XIX века в Wall
Street Journal. Это была заметка уже тогда небезызвестного Чарльза Доу
- создателя популярного ныне индекса Доу - Джонса. Теория, созданная
Доу, существует и по сей день и так и называется : « Доу ». Метод
развивался и улучшался вплоть до 70-х годов XX века. С появлением
компьютеров стало проще не только считать, но и отображать расчеты в
графическом виде.
Проистекая прямо и косвенно из теории Доу, технический анализ вобрал в
себя такие принципы и понятия этой теории, как "направленный характер
движения цен", "цены учитывают всю известную информацию",
"подтверждение" и "расхождение", «Объем как зеркало ценовых изменений »
и «поддержка/сопротивление».А получивший широкое распространение
промышленный индекс ДоуДжонса — это прямой потомок теории Доу.
Прогнозирование цен в техническом анализе основывается на показателях
предыдущих торгов. Из этих показателей торгов наибольший интерес
вызывают два.
Первый — цена на активы. Цены понятны, их значения легко найти частному
трейдеру. Это делает показатель цены наиболее важным для работы.
Второй — объем торгов, то есть общее количество осуществленных за
интересующий временной период сделок, выраженное в любой валюте. Эти
значения найти сложнее, но возможно.
На этих китах — цена, объем торгов — основывается теория технического
анализа. Как любая теория, она имеет свои постулаты. Три основных
звучат следующим образом :
1. Движения цен на активы учитывают все факторы .
Это значит, что цена чутко реагирует на все внешние факторы, будь то
заявление американского президента, сведения об уровне инфляции в
Мексике или ураган в Калифорнии. Согласно теории Доу, любой фактор,
способный повлиять на спрос или предложение, неизменно найдет свое
отражение в динамике индекса (цены). Разумеется, землетрясения и цунами
непредсказуемы, но и они мгновенно учитываются рынком и отражаются на
динамике цен.
2. Цены двигаются направленно.
Это значит, что движения цен не хаотичны, а следуют в определенном
направлении. Направление это называется тренд. Тренды бывают трех видов
: бычий ( вверх ), медвежий ( вниз ) и боковой ( ни понижения, ни
повышения курса ).
3. История повторяется.
"Ключ к пониманию будущего кроется в изучении прошлого ". Тот факт, что
определенные конфигурации на графиках цен имеют свойство появляться
устойчиво и многократно, причем на разных рынках и в разных масштабах
времени, является следствием действия некоторых стереотипов поведения,
свойственных человеческой психике. Существует три различных подхода к
анализу графиков. Первый — поверхностный, субъективный. Он
основывается, главным образом, на интуиции. Это обычный « тыка ». Он не
требует ни строгого анализа, ни обоснования, поэтому большинство
трейдеров работает на этом простейшем уровне. К сожалению, в угоду
простоте и удобству они жертвуют логикой. Второй подход связан с
созданием рыночных индикаторов, которые помогают определять состояния
перепроданности и перекупленности рынка. Хотя многие трейдеры хотя бы
частично используют этот тип анализа, они, как правило, ограничиваются
только самыми известными индикаторами и придерживаются общепринятых
способов их толкования. В такой работе отсутствует творческий подход.
Такие трейдеры не пытаются создавать собственные индикаторы или
улучшать существующие. Кроме того, они часто связывают с модными
индикаторами преувеличенные ожидания и не замечают их недостатков.
Самым эффективным и ценным является третий подход — разработка торговых
систем, способных генерировать сигналы к покупке и продаже. Однако,
далеко не все аналитики обладают достаточным уровнем образования,
опытом и желанием постоянно оттачивать свое мастерство.
Изначально принципы, изложенные в Чарльзом Доу, использовались для анализа созданных им американских индексов, промышленного и железнодорожного. Но с тем же успехом большинство аналитических выводов Доу могут применяться и на финансовых рынках.
Основные положения теории Доу:
1. Индексы учитывают все. Согласно теории Доу любой фактор, способный
так или иначе повлиять на спрос или предложение, неизменно найдет свое
отражение в динамике индекса. Разумеется, эти события не предсказуемы,
тем не менее, они мгновенно учитываются рынком и отражаются на динамике
индексов.
2. На рынке существуют три типа
тенденций. При восходящей тенденции каждый последующий пик и каждый
последующий спад выше предыдущего. При нисходящей тенденции каждый
последующий пик и спад ниже, чем предыдущий. При горизонтальный
тенденции каждый последующий пик и спад находится примерно на том же
уровне, что и предыдущие.
3. Основная тенденция имеет три фазы. Фаза первая, или фаза накопления, когда наиболее дальновидные и информированные инвесторы начинают покупать, т.к. вся неблагоприятная экономическая информация уже была учтена рынком. Вторая фаза наступает, когда в игру включаются те, кто использует технические методы следования за тенденциями. Экономическая информация становится все более оптимистической. Тенденция входит в свою третью, или заключительную фазу, когда в действие вступает широкая публика, и на рынке начинается ажиотаж, подогреваемый средствами массовой информации. Экономические прогнозы полны оптимизма. Возрастает объем спекуляций. Вот тут-то те информированные инвесторы, которые "накапливали" во время излета предыдущей тенденции, когда никто не хотел "накапливать", начинают "распространять". Тенденции приходит конец.
4. Индексы должны подтверждать друг друга. Тут Доу имел в виду промышленный и железнодорожный индексы. Он полагал, что любой важный сигнал к повышению или понижению курса на рынке должен пройти в значениях обоих индексов.
5. Объем торговли должен подтверждать характер тенденции. Объем должен повышаться в направлении основной тенденции.
6. Тенденция действует до тех пор, пока не подаст явных сигналов о том, что она изменилась.